Ученые отметили успешную адаптацию леопардов в Республике и дали характеристики индивидуального поведения каждого из них
16 июля 2022 г. трех переднеазиатских леопардов выпустили в Турмонском заказнике Северной Осетии. С этого момента за ними ведется беспрерывный мониторинг. Хищники регулярно выходят на связь с помощью GPS-ошейников российского производства.
В первые недели стало ясно, что самец Лео предпочитает передвигаться по «верхнему ярусу» с частыми спусками и подъемами. Что касается Хосты и Лауры, то они держатся ниже и расходуют свои силы более экономно при выборе маршрутов, выбирая такие элементы рельефа, как долины рек.
Поиск леопардов мониторинговой группой
(с) ИПЭЭ РАН
Как отмечают сотрудники ИПЭЭ РАН, осуществляющие научную координацию Программы, выпущенные самки не менее успешны в охоте, чем самец. В самом начале леопарды выбирали для питания небольшую легкодоступную добычу: барсуков, енотовидных собак и, особенно, шакалов. Такую стратегию можно считать вполне успешной для первого периода их жизни на воле, т.к. численность этих видов стабильно высокая, их относительно несложно поймать и можно быстро съесть, не опасаясь крупных конкурентов, таких как волки и медведи. Эксперты отмечают, что ранее выпущенные в Северной Осетии леопарды вели себя аналогично.
Спустя какое-то время было отмечено, что хищники, безусловно, интересуются и копытными. Лаура была первой из тройки, кто добыл копытное (косуля). Интересно отметить, что все её успешные охоты проходили на высоте выше 1250 м н.у.м. Она больше времени, чем Хоста и Лео, проводит в укромных, хорошо защищенных местах, расположенных вдали от человека.
Останки добычи
(с) ИПЭЭ РАН
«Тот факт, что шакалы и волки нередко входят в рацион леопардов, благотворно влияет на экологическую ситуацию в регионе, повышая численность копытных. Это происходит не только благодаря снижению численности хищников из семейства псовых, но и тому, что волки и шакалы становятся осторожнее и перераспределяются по территории обитания леопардов, — объясняет Валерий Шмунк, директор Представительства WWF России в экорегионе «Российский Кавказ». – Возвращение в природу хищника высшего порядка, которым является леопард, со временем позитивно скажется не только на популяциях диких копытных, а также снизит хищничество волка и шакала в отношении домашних животных».
Проанализировав данные за полтора месяца с момента выпуска кошек, можно охарактеризовать индивидуальные особенности каждого леопарда.
Лаура предпочитает районы с наиболее сложным рельефом. Там ей удается успешно добывать косуль. Высокая трава на крутых горных склонах позволяет Лауре успешно маскироваться, оттачивая свои навыки охоты на копытных в природе. Она полностью съедает добычу и проводит на кластере в среднем 68 часов. Расстояние между добытыми животными составляет около 10 км. Период между моментом ухода с места предыдущей добычи до поимки следующей — примерно 50 часов.
Лео в среднем проводит на своей добыче столько же часов сколько Лаура. Однако между добычами он проходит большие расстояния (около 18 км в среднем) и тратит больше времени на это – в среднем около 100 часов.
Хоста отличается наиболее долгими переходами между добычами – в среднем по 130 часов. За это время она покрывает в среднем 16 км. У добычи она задерживается около 50 часов.
На сегодняшний день можно сказать, что каждый из леопардов с момента выпуска поохотился и успешно поел не менее 6 раз. На местах леопардиной трапезы члены мониторинговой группы собрали необходимые биологические пробы, которые будут в дальнейшем проанализированы.
Программа по восстановлению (реинтродукции) переднеазиатского леопарда на Кавказе реализуется Минприроды России при участии Сочинского национального парка, Кавказского заповедника, Всемирного фонда дикой природы (WWF), ИПЭЭ РАН, Института экологии горных территорий им. А.К. Темботова РАН, Московского зоопарка, а также при содействии Международного союза охраны природы (МСОП) и Европейской ассоциации зоопарков и аквариумов (ЕАЗА).
Найденный след леопарда
(с) ИПЭЭ РАН